Перейти к содержанию
Proxy

Какое будущее ждет платежные инструменты для криптовалют?


Finance

Рекомендуемые сообщения

Несмотря на рост курсов криптовалют и неиссякаемый приток новых пользователей, платежная инфраструктура криптовалют по-прежнему находится на начальной стадии развития. Криптовалюты остаются инструментом для хранения и заработка, их используют для быстрых и дешевых переводов крупных сумм, но в обыденной жизни и для микроплатежей большинство пользователей предпочитает старый добрый фиат и банковские карты. Сможет ли когда-нибудь биткоин конкурировать с банками-эквайерами или традиционными банковскими картами и платежными сервисами, подобными PayPal или Neteller?

/wp-content/uploads/2021/02/RIAN_3284849.HR_.ru_-1024x669.jpgВладимир Астапкович / РИА Новости

Криптовалютные карты

Современный человек уже мало представляет себе повседневную жизнь без дебетовой или кредитной карты. Такие карты привязаны к расчетному счету в банке и используются для оплаты товаров и услуг как в физических точках продаж, так и в интернете, а также для снятия наличных. Создание похожего инструмента, но с возможностью пополнения счета с помощью криптовалют, — один из важных рубежей для развития криптовалютных платежных сервисов.

Первая дебетовая карта с возможностью пополнения счета с помощью биткоинов была анонсирована в 2012 году. Она должна была выпускаться криптообменником BitInstant в партнерстве с банками — бывшими членами платежной системы MasterCard. Но карта так и не была выпущена, а гендиректор BitInstant Чарли Шрем был арестован в январе 2014 года по обвинению в отмывании денег.

В 2016 году криптопроцессинговый сервис BitPay в партнерстве с банком — членом платежной системы Visa представил предоплаченные биткоин-карты. С их помощью держатели могли пополнять счет в криптовалюте, расплачиваться картой через POS-терминалы и снимать наличные в банкоматах с автоматической конвертацией криптовалют в фиат. С тех пор на рынке появилось множество предоплаченных криптовалютных карт, но их востребованность и популярность даже среди владельцев криптовалют остаются невысокими. Суммарное число выпущенных криптокарт в мире всеми финтех-компаниями в лучшем случае превышает полмиллиона. Это ничтожно мало по сравнению с примерно 2 миллиардами кредитных карт, выпущенных Visa и MasterCard. Даже если сравнить число эмитированных криптокарт с количеством владельцев криптовалют, окажется, что криптокартами владеет лишь около 2% пользователей криптовалют.

Причин у невысокой популярности криптокарт несколько:

  • Нехватка надежных финтех-компаний, выпускающих подобные карты. Хотя сейчас игроков на рынке криптокарт много, незапятнанной репутацией могут похвастаться единицы. Часть финтех-компаний была замечена в сомнительном привлечении финансирования путем проведения ICO. Например, Monaco, которой даже пришлось провести ребрендинг для возвращения доверия инвесторов. У других возникали проблемы с эмитентами карт (например, TenX и Wirex после краха немецкой Wirecard).
  • Ограниченный доступ к подобным продуктам у резидентов разных регионов. Жителям США доступны криптокарты одного бренда, резидентам Европы — другого, а жителям России — только один вариант криптокарты — виртуальная карта TTM Bank.
  • Риски, связанные с необходимостью доверить криптовалюты стороннему сервису. Подавляющее большинство криптокарт работает по модели «криптокарта + кошелек + обменная платформа». Для пополнения карточного счета пользователю необходимо сначала зарегистрироваться и пополнить свой баланс на платформе с помощью криптовалют, а уже с него перевести средства на карточный счет. Так работают BitPay, Crypto.com, Wirex и другие. Тем самым компании вынуждают пользователей хранить свои цифровые активы на кошельке соответствующей платформы. Это дополнительный риск и потеря контроля над своими активами, а ведь в этом, то есть в единоличном владении своими средствами, и заключается фундаментальное отличие криптовалют от традиционной банковской системы.

В 2020 году на рынке криптокарт стали появляться новые проекты, которые учитывали существующие недостатки и смогли устранить их. Так, виртуальный банк TTM Bank представил криптокарту, которая не обязывает держателя регистрироваться на каких бы то ни было платформах и переводить свои криптовалюты оттуда на текущие счета. Карта TTM Bank (работает на основе платежной системы Visa) пополняется напрямую с любого клиентского адреса, горячего или холодного кошелька. Таким образом, проблема отсутствия у держателя контроля над собственными активами была полностью разрешена.

Процессинговые сервисы

Криптовалютные процессинговые сервисы позволяют организовать автоматизированные прием и обработку платежей в криптовалютах. Главные преимущества криптопроцессинга — низкие комиссии (1% против 2–4% от банков-эквайеров), отсутствие географических ограничений и более высокая скорость обработки трансграничных платежей.

Существует две модели работы криптопроцессинга:

  • «крипто — крипто», когда покупатель оплачивает счет в криптовалюте, а продавец получает оплату в этой или другой криптовалюте. Например, оплата выполняется в LTC, а мерчант получает на счет оплату в биткоинах или в определенном стейблкоине на свой выбор. Конвертация выполняется автоматически в ходе обработки платежа процессингом. Эта модель наиболее популярна среди iGaming и гэмблинговых платформ.
  • «крипто — фиат», когда покупатель оплачивает счет в криптовалюте, а продавец получает оплату уже в фиатной валюте на свой банковский счет. Вторая модель наиболее популярна среди e-commerce, поскольку большинство мерчантов не использует криптовалюты как таковые.

Каким же образом криптопроцессинговый сервис решает проблему высокой волатильности криптовалют? Если пользователь выбирает криптовалюты на сайте продавца в качестве способа оплаты, процессинг фиксирует обменный курс криптовалюты на определенное время. Обычно около 15 минут. Это платежное окно, в момент которого клиенту необходимо оплатить счет. Если же процессинг работает по первой модели, «крипто — крипто», то риски волатильности берет на себя мерчант.

Сфера криптопроцессинга получила мощной толчок к развитию в последние пять лет, а взрывной рост крипторынка в 2017 году привел к появлению множества различных платежных сервисов. Американская компания BitPay, ветеран криптопроцессинговой индустрии, в 2016 году обработала транзакции в биткоинах стоимостью чуть более $230 миллионов, а в 2017 и 2018 году — более $1 миллиарда. Прибалтийский криптопроцессинг Cryptoprocessing.com от Coinspaid, ориентированный на работу с iGaming и гэмблинговыми платформами, в 2019 году обработал платежей на €265 миллионов, а в 2020 году — $1 миллиард.

Несмотря на такой мощный рост, стоимостный объем криптопроцессинга все еще выглядит каплей в море на фоне традиционных процессинговых центров. Например, эквайринговый объем Сбербанка в 2019 году составил $186,82 млрд. И это только один банк-эквайер.

Основная сдерживающая сила для криптопроцессинговой индустрии — это отсутствие острой необходимости у большинства онлайн-магазинов в приеме криптовалют. Это остается имиджевой или маркетинговой фишкой для привлечения внимания и упоминания своего бренда в СМИ. Прием платежей в криптовалютах не помогает им решать никаких актуальных проблем.

Другая ситуация сложилась в сферах iGaming и гэмблинга. Платежи в адрес iGaming и гэмблинговых сервисов традиционно относятся банками к высокорисковым операциям. Это приводит к росту комиссий за эквайринг: вместо привычных 2–4% им предлагают пользоваться процессинговыми сервисами с комиссией 10%, а порой и выше. Криптопроцессинг позволяет таким компаниям справиться с распространенной в этой сфере явлением — «мошенническим чарджбэком».

Но одного спроса от игровой индустрии вряд ли будет достаточно для настоящего прорыва в сфере криптопроцессинга. Чтобы криптовалюты стали привычным способом оплаты, необходимо избавиться от сильной зависимости от фиата.

Основные факторы, препятствующие повсеместному использованию криптовалют для ежедневных платежей, очевидны:

  • Волатильноcть. Курс криптовалют может меняться на десятки процентов за сутки. Если в момент продажи курс криптовалюты упадет, то продавец рискует продать товар не с прибылью, а с убытком. Точки продаж, которые попытаются полностью перейти на прием платежей в криптовалютах, столкнутся с невозможностью просчитать конечную цену для потребителя на свои товары и услуги в криптовалюте. Мир бизнеса слишком зависим от фиатных денег: договоры с контрагентами составляются на базе фиатных денег, как, впрочем, и оплата труда. Чтобы рассчитать конечную цену в криптовалюте без оглядки на ее курс к доллару, все операции, входящие в цепочку производства, должны также быть учтены в криптовалютах.
  • Масштабируемость. Блокчейны криптовалют способны проводить монеты стоимостью миллиарды долларов за считанные минуты и с минимальной комиссией, о которой раньше и не могли мечтать клиенты банков, но для рутинных платежей в магазинах и ресторанах этой производительности все еще недостаточно. До 2017 года транзакция в биткоинах требовала минимум 10 минут для включения в блок. Кто согласится стоять у кассы и ждать 10 минут, пока транзакцию увидит продавец, когда в кармане лежит кредитная карта, с помощью которой можно оплатить счет за пару секунд? В 2017 году на блокчейне биткоина заработала сеть Lightning Network, которая позволяет выполнять транзакции и не дожидаться подтверждений, но повысить проводимость сети недостаточно. Нужна развитая инфраструктура платежных решений, работающих с криптовалютами и их блокчейнами.
  • Регуляторная неопределенность и запреты. Мало кто готов работать с платежными инструментами, чей статус находится в серой зоне. В некоторых странах, таких как Россия, прием платежей в криптовалютах и вовсе не регулируется на законодательном уровне. Учитывая регуляторную неопределенность, прием платежей в криптовалютах имеет спрос лишь в определенных сферах, таких как игровые платформы. И отсутствие всеобъемлющего спроса на платежные криптовалютные решения сдерживает их развитие.
  • Зависимость от курса к фиатным валютам. Пожалуй, самое сложное и главное препятствие на пути у криптовалют к большому платежному будущему. Криптовалюты пока еще не используются для обыденных платежей, изначально номинированных в крипте. Мерчанты предпочитают — либо вынуждены — выставлять цену в фиатных деньгах, и если держатель криптовалют хочет оплатить счет цифровыми активами, он использует такие платежные решения, которые автоматически конвертируют его криптовалюту в фиат при оплате счета.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Источник

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...